На главную страницу портала Know-House.Ru
Публикации, статьи, обзоры по строительству и не только
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС.ру" На главную страницу   Карта сайта
Новости от НOУ-ХАУС.ру | Форум по строительству | Объявления | Реклама у нас | Наши координаты | Карта сайта
 

Новости в формате rss:
Строительство:
экспорт новостей

Виджет - новости строительства


Подпишитесь на нашу рассылку!
KNOW-HOUSE.RU строительные материалы и технологии
Subscribe.ru




 

Плитка: мода из глуби веков

Статья предоставлена
компанией Kerama Marazzi

Черепица Браас      Как правило, разговоры о новых коллекциях и моде большинство из нас относит по ведомству одежды и аксессуаров. Действительно, слова "смена сезонов", "размер", "цветовая гамма" ассоциируются прежде всего с изменчивостью фэшн-бизнеса. Но во все времена интерьерные тенденции меняются немногим реже, чем фасоны брюк. И наиболее отчетливо этот тренд виден на примере такой привычной и, казалось бы, знакомой вещи, как облицовочная плитка.

На реках вавилонских
      Впервые моду на прочные и красивые керамические пластинки с глянцевым цветным покрытием ввели обитатели древнего Междуречья Тигра и Евфрата. Когда точно это произошло - неизвестно, но уже пять тысяч лет назад глиняные дворцы и храмы Месопотамии отделывались глазурованным кирпичом.
      Эти предтечи современной плитки, хотя и не блистали изяществом, были на диво прочны: они и сегодня вполне пригодны к использованию. Секрет прост: глазурь (стекловидный слой на поверхности) достигала 10 мм. Впрочем, некрасивыми вавилонские кирпичи назвать нельзя - древние технологи умели подбирать красители (обычно всех оттенков бирюзы и охры) и делать стилизованные рисунки.
      Благодаря их усилиям возникла и первая мода, сделавшая облицовочную керамику буквально визитной карточкой исторических периодов. В Вавилоне, например, на протяжении нескольких столетий превалировали стилизованные изображения людей и животных. В Древней Месопотамии в силу религиозных причин к таким рисункам относились с опаской, зато спросом пользовались картины из орнаментальных растительных и геометрических мотивов.
      Однако настоящей родиной облицовочной плитки в знакомом нам виде стоит считать другое древнее государство - Персию. В древнеперсидской столице Персеполисе, сожженной Александром Македонским, археологи в изобилии находили керамическую плитку размером 15х15 см и толщиной 1 см. А поскольку удобство работы, долговечность и красота отделки сделали ее чрезвычайно популярной в Древнем мире, образцы такой керамики можно встретить и в Афинах, и в Египте, и в Херсонесе.
      Дело в том, что начиная с III века до н.э. по VIII век н.э. ремесленники государств древнего Ирана стали настоящими монополистами в этой области, поставляя глазурованную плитку в Грецию, Рим и античные колонии в Испании и Причерноморье. Соответственно географии поставок менялись и декоративные мотивы, также следуя древним модным тенденциям.

От Севильи до Гранады
      Как известно, исторически наследником Персидского царства можно считать арабские государства. И к VIII в. новой эры центр производства плитки сместился на Запад - в захваченную маврами Испанию. К концу первого тысячелетия нашей эры именно здесь был настоящий центр культуры и искусства всего исламского мира.
      Арабские завоеватели не только построили невероятные по красоте здания в Альгамбре и Гранаде, но и ввели моду на керамическую плитку во всей средневековой Европе. В силу известных исламских традиций изображения животных и людей, даже стилизованные, были под запретом. Зато другие мотивы не только пользовались всемирной популярностью, но и стали основой для модных тенденций даже в наши дни.
      Например, до сих пор с некоторыми изменениями сохранилась пришедшая из Ирана технология "Семь цветов", которая часто применялась при отделке мечетей и дворцов. Способ внешне прост: плитки складывались вместе, затем на них наносили большой рисунок цветными глазурями. После обжига этот своеобразный "паззл" собирался снова на стене или куполе.
Не меньшей популярностью пользовалась похожая по технологии плитка "мокили", где основным мотивом был не орнамент, а шрифт. На полученном в результате наборе можно было прочитать пословицу или цитату из Корана. Между прочим, подобный дизайн популярен и в наши дни и широко применяется в самых разных интерьерах.



Дягилевские сезоны
      Несмотря на популярность, в силу закрытости технологий в Европе керамическую плитку научились делать лишь после Реконкисты. Сначала владельцами профессиональных тайн стали испанские монахи. Затем секреты попали к итальянским мастерам и лишь к XVII-XVIII векам распространились по всей Европе - от Юга до Севера.
Теперь производство подчинялось исключительно моде. Барокко, рококо, ампир - мастера-плиточники чутко следили за веяниями и выпускали целые коллекции, где все элементы точно совпадали по цвету и стилю.
      Увы, еще через пару сотен лет расцвет плитки закончился. К концу XIX века кафель, как стали его называть, был прерогативой скорее общественных мест (больниц, цехов), нежели изысканных интерьеров. И лишь в ХХ столетии керамическая плитка триумфально вернулась на "подиумы" строительного дизайна.
      Может показаться странным, но для этого возвращения много сделали российские мастера. В начале прошлого века небезызвестный Дягилев сподвиг на эстетические эксперименты таких выдающихся художников, как Серов, Врубель, Поленов и др. Они вновь сделали кафель популярным в России - достаточно вспомнить удивительной красоты врубелевский керамический фриз "Принцесса Греза" на московской гостинице "Метрополь". А парижская выставка 1905 года этот успех закрепила в Европе.
Немалый вклад в популяризацию технологичного и легкого в уходе материала внесли конструктивисты. Неслучайно в большинстве зданий этого направления плитка широко применялась и во внутренней, и во внешней отделке.
      К сожалению, дальнейшие события в нашей стране надолго заставили воспринимать плитку как сугубо утилитарный предмет.

"Когда б вы знали, из какого сора…"
      После революции мода на плитку (да и на все остальное) из России ушла. В период тотального дефицита модным было все, что удавалось "достать". Импортный (как правило, югославский) кафель стал верхом советского дизайна. Кардинально изменила все перестройка, когда на полуразрушенном отечественном рынке появились первые итальянские инвесторы.
"Первой ласточкой" можно назвать Коррадо Чикорелла, который в конце 80-х годов открыл в Орле совместное предприятие (СП "Велор"). Сейчас это собственность крупнейшего в мире производителя керамической плитки, итальянского концерна MARAZZI GROUP. С учетом незаполненности рынка тех лет появление качественной и интересной по дизайну плитки "с итальянским акцентом" стало событием и породило новую интерьерную моду.
      Во многом ее причиной стал необычный и эффектный облик итало-российских новинок. Впрочем, как это иногда бывает, неординарный дизайн появился случайно, скорее от безысходности. Об этом через полтора десятилетия вспоминает Лариса Новикова, член совета директоров ЗАО "Велор" (Группа KERAMA MARAZZI). "Первую нашу партию, - рассказывает Лариса, - мы назвали "февральский снег" (плитка начала выпускаться в феврале, когда предвесенний снег уже довольно рыхлый). Назвали не от хорошей жизни. Дело в том, что плитку - белую, с глянцевым покрытием - не удалось сделать высококачественной. По объективным причинам, поскольку исходное сырье тогда было неважным. Из-за этого поверхность была вся в небольших точках-"наколах". Тогда, чтобы поправить ситуацию, мы нанесли дополнительную порцию глазури на уже готовый, облитый черепок. В результате получалось то, что итальянцы называют "апельсиновой коркой": эффектная, немного неровная, фактурная поверхность. Сами того не желая, мы ввели моду - такая плитка пользовалась бешеной популярностью и раскупалась немедленно".
      Впрочем, гораздо чаще основой долгосрочных модных тенденций становится точный расчет. Например, та же компания KERAMA MARAZZI, приучила россиян к коллекциям (фактически готовым дизайнерским решениям для интерьера), чтобы получить конкурентное преимущество на быстрорастущем рынке.
      "Мы были первыми, - говорит Лариса Новикова, - кто стал продавать плитку коллекциями: стена, пол, бордюр, декор. И такая первая в истории всей керамики коллекция появилась в России в 1999 году. Называлась она "сказки Пушкина" - к 200-летию поэта. Успех был ошеломляющим, и сегодня все ведущие европейские компании работают в этом формате".

Мода кризиса
      Как правило, дух времени радикальным образом влияет на модные тенденции. Во времена стабильности мода стремится к легкости, эпатажу и эклектике. Трудные годы вызывают к жизни модели простые, спокойные и комфортные. Причем верно это не только для фэшн-индустрии. "Для интерьерной моды, как и для общества в целом, - говорит известный московский архитектор Татьяна Романова, - характерна определенная цикличность. Можно сказать, что и социум, и мода развиваются от кризиса к кризису. Причем в эпоху перемен человек поневоле тянется к консервативному стилю. Например, десять лет назад, когда мир переживал очередной перелом, в моду вошел стиль "старой доброй Англии" - как символ устойчивости и незыблемых традиций".
      Нынешний мировой кризис, который уже сравнивают с Великой депрессией прошлого века, эту тенденцию подтвердил. Не сговариваясь, ведущие производители плитки выпустили "уютные" коллекции, навевающие мысли о покое и стабильности. Именно поэтому так часто в дизайнерских мотивах прослеживаются "английские", "ирландские" и "шотландские" тона - неяркие цвета, клетка, мелкий цветочный рисунок.
      Характерна в этом отношении актуальная "Британская коллекция" KERAMA MARAZZI, представленная на выставке "Мосбилд-2009". Она была создана специалистами "Велор" совместно с итальянскими дизайн-студиями (Tecnografica, Decaltail, Up Tiles Mulinaccio, Arte Grafica, Quatropunto). Непосредственное участие в разработке новых дизайнов принимали ведущие итальянские фирмы - производители полуфабрикатов для керамического производства - SMALTICERAM и SICER, а это значит, что тенденция к "энглизации" затронет практически все основные керамические компании континента.
      Например, рисунок одной из тем "Британской коллекции" - "Темзы" (Thames) - имитирует английский твид. В этом же стиле выполнен и декор. А плитка "Бейкер-стрит" (Baker Street) напоминает модную сегодня "шотландку". Эффект ткани достигается благодаря применению новой технологии - гранили, позволяющей точно изобразить структуру ткани.
      На декорах также английские мотивы - "бифитеры", гвардейцы в медвежьих шапках, красный двухэтажный автобус, Биг Бен, словом, все, что всегда ассоциируется у нас с той самой "старой доброй Англией".

      Мода, как известно, особа ветреная, и ждать постоянства от нее не приходится. Не важно, одежда или керамическая плитка - каждый сезон мы с нетерпением ждем нового. И это, пожалуй, самое традиционное и стабильное явление в нашем меняющемся мире...

Пресс-служба компании Kerama Marazzi





 
  ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС" На главную страницу   Карта сайта
Copyright 2000-2017 © www.know-house.ru. All rights reserved.

Рейтинг@Mail.ru