На главную страницу портала Know-House.Ru
Публикации, статьи, обзоры по строительству и не только
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС.ру" На главную страницу   Карта сайта   Написать нам
Новости от НOУ-ХАУС.ру | Форум по строительству | Объявления | Реклама у нас | Наши координаты | Карта сайта
 

Новости в формате rss:
Строительство:
экспорт новостей

Подпишитесь на нашу рассылку!
KNOW-HOUSE.RU строительные материалы и технологии
Subscribe.ru




 

Технология берёт своё

Статья предоставлена компанией «Данфосс»

Использование энергоэффективной автоматики  в системах теплоснабжения уже стало в России стандартом де-факто, тем более что этого прямо требует СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». При этом объём работ по монтажу и эксплуатации тепловых узлов, производимых непосредственно на объектах, можно свести к минимуму, если использовать модульные решения – блочные тепловые пункты (БТП) заводской сборки. Тем не менее, многие руководители предпочитают производить сборку и монтаж оборудования непосредственно на местах из отдельных комплектующих, т.к. в некоторых случаях это позволяет добиться снижения сметной стоимости оборудования. Оправдывают ли себя подобные решения в перспективе и ведут ли они к реальной экономии средств? С этим вопросом мы обратились к Алексею Малахову, руководителю группы БТП компании «Данфосс», крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления.

– В чём различия между этими двумя вариантами? Ведь и в том, и в другом случае комплектующие, в принципе, используются одни и те же, и зачастую даже приобретаемые у самих компаний-производителей БТП.

– В теории функционально БТП и тепловой пункт, собранный из компонентов – это одно и то же. У них даже принципиальная схема может быть одинаковая. Но здесь следует учитывать многочисленные нюансы, связанные с монтажом и эксплуатацией оборудования. К примеру, в БТП гораздо меньше сварных соединений за счёт использования элементов, изготовленных на трубогибочных станках. В «полевых» условиях этого не сделать, значит, потенциальная возможность аварии будет выше, да и опрессовку сложнее провести. Кроме того, БТП представляет собой конструкцию, собранную на раме в заводских условиях, что гарантирует жёсткость и надёжность крепления его элементов. Огромное значение имеет и компоновка БТП, ведь при его проектировании разрабатывается не только принципиальная схема, но также пространственная модель, учитывающая технические характеристики и рабочие параметры отдельных узлов. Всё это существенно повышает отказоустойчивость оборудования и облегчает его эксплуатацию. Нам известны примеры, когда тепловые пункты заводской сборки работают годами даже без профилактического осмотра. Вряд ли вы сможете в таком же режиме эксплуатировать тепловой узел, собранный из отдельных элементов.

И коль скоро мы уже коснулись этой темы, я бы добавил ещё один аргумент: блочно-модульная компоновка тепловых пунктов заводской сборки позволяет максимально оптимизировать занимаемые ими пространственный объём и монтажную площадь. Таким образом, выбрав готовое решение, вы сможете работать в стеснённом пространстве. А оно, как известно, всегда в дефиците. Например, некоторые подвалы настолько тесны, что проводить там масштабные монтажные и пусконаладочные работы невозможно в принципе, а вот установить и подключить компактный БТП – вполне реально, причём без особых проблем.

Наконец, использование БТП позволяет добиться существенной экономии: на 50-60% сократить расходы на проектирование, до 60% – на монтаж за счёт сокращения времени на установку и подключение, а также числа задействованных рабочих. Важно и то, что в этом случае не требуются высококвалифицированные специалисты. Иногда – например, при монтаже на удалённых объектах, в условиях Крайнего Севера и т.п. – найти их бывает весьма непросто.

Если же говорить об изготовлении большого числа однотипных тепловых пунктов, то здесь подготовить проект нужно всего один раз, а производство оборудования в заводских условиях займёт не более 1-1,5 месяцев, что существенно меньше, чем при его сборке на месте. Всё это особенно важно, когда речь идёт о реализации масштабных проектов, охватывающих большое число похожих объектов: например, типовых зданий. Так, при реализации программы модернизации тепловых сетей в Луге (Ленинградская область) мы в течение 78 дней спроектировали, изготовили и поставили на склад заказчика 115 БТП шести различных модификаций.


– Но способна ли экономия, о которой вы говорите, покрыть разницу в стоимости между БТП и тепловыми пунктами, собранными на месте?

– Необходимо учитывать и такой фактор, как снижение стоимости жизненного цикла (LCC), ведь он, как правило, и является определяющим при выборе инженерного оборудования. Заказчик БТП получает сертифицированное, прошедшее многократные испытания в российских условиях, опрессованное на стационарном стенде оборудование заводской готовности, которое будет дольше служить и потребует несравнимо меньших эксплуатационных расходов. Кроме того, он получает гарантию на всё оборудование от одного производителя, а также квалифицированное сервисное обслуживание.

Наконец, как я уже говорил, БТП позволяет высвободить дополнительные площади. Если говорить о коммерческих объектах, то этот фактор становится определяющим. Например, использование БТП при строительстве жилого комплекса по Проспекту Толбухина, 17/65 в Ярославле увеличило сметную стоимость проекта на 1 миллион рублей, но при этом позволило расширить подземный паркинг, сделав его больше на 2 машино-места общей стоимостью в 2 миллиона рублей. Таким образом, несмотря на более высокую стоимость оборудования, его использование оказалось выгоднее с коммерческой точки зрения, причём даже без учёта экономии на последующем обслуживании.

Кроме того, нужно добавить, что на больших мощностях (от 20 МВт и более) сокращение расходов на монтаж при использовании БТП становится столь существенным, что делает это решение более выгодным, даже если считать только прямые затраты. Это необходимо учитывать при проектировании ЦТП, мини-ТЭЦ и т.п.


– Как монтируется блочный тепловой пункт?

– Я бы сказал – его просто нужно занести и поставить. Поскольку при проектировании учитываются габаритные размеры помещений и монтажных проёмов, то с этим не должно возникнуть проблем. К тому же предусмотрена технологическая возможность разделения БТП на несколько составных частей в зависимости от проектного задания на его компоновку или объёмно-планировочного решения здания.

Весь монтаж сводится к тому, чтобы прикрепить раму к полу и присоединить к трубопроводам тепловой сети и существующей системы теплоснабжения, затянув несколько болтов на фланцах. Для этой работы не требуется какая-то особая квалификация, поэтому с ней справится любой сантехник. У БТП даже щит автоматики уже смонтирован на общей раме, нужно только питание подать.


– Но ведь наверняка есть какие-то особые случаи, для которых просто не существует готовых решений.

– В нашем случае готовые решения – это номенклатурный ряд базисных платформ с различной топологией, на основе которых может быть выполнено любое техническое решение в соответствии с проектом заказчика, номинальной мощностью от 100 до 10 000 Мкал/час. При необходимости в состав БТП может быть интегрировано любое дополнительное оборудование: теплосчётчики, частотные преобразователи (например, если это оборудование ЦТП), расширительные баки для системы ГВС и т.п. Существуют модификации как для независимых, так и для зависимых схем теплоснабжения (АУУ без теплообменника), одно-, двух-, и трёхконтурные.

Нам довольно часто приходится выполнять нестандартные заказы. Например, в 2010 году было изготовлено порядка 50 БТП с возможностью раздельного учёта тепла и воды в контурах отопления и ГВС для установки в жилых домах г. Тольятти. Примечательно, что срок окупаемости этого проекта составил не более 15 месяцев.

Есть и действительно стандартизированные варианты. Нашими специалистами совместно с ведущими проектными институтами МНИИТЭП и МосжилНИИпроект был составлен альбом типовых решений для многих серий блочных жилых домов, возводившихся в СССР и России в разные годы. Использование этих решений позволяет заказчику вообще пропустить этап проектирования, т.е. сэкономить на нём. О возможности монтажа в стеснённых условиях я уже говорил, а в случае с типовыми российскими многоэтажками это преимущество БТП фактически определяет выбор.


– Часто ли вам приходится выполнять крупные заказы?

– Постоянно. Сегодня в стране реализуется множество программ капитального ремонта жилых зданий и модернизации тепловых сетей, поэтому такие заказы – не редкость. И такие примеры я уже приводил: это Луга, Тольятти и многие другие города. Большой проект с нашим участием был реализован в Набережных Челнах, где в 2008-2009 годах в жилых домах установили около 300 БТП.

При необходимости мы всегда можем подключить к исполнению заказа зарубежные предприятия Danfoss. Например, часть оборудования для Луги было произведено на наших заводах в Польше и Румынии, причём на стоимости оборудования это никак не отразилось.

Вообще, я считаю, что наступила эпоха модульных решений. Лет 15-20 назад в России просто не производилось подобного оборудования, поэтому его можно было только собрать своими силами. Именно с тех пор и пошла эта традиция, что вовсе не свидетельствует о более высокой экономической привлекательности подобных решений. Но сегодня, когда спрос на тепловые пункты стал массовым, они потеряли актуальность: технология берёт своё.


Пресс-служба «Данфосс»

Наверх

 
  ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС" На главную страницу   Карта сайта   Написать нам
Copyright 2000-2017 © www.know-house.ru. All rights reserved.

Top.Mail.Ru