На главную страницу портала Know-House.Ru
Публикации, статьи, обзоры по строительству и не только
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС.ру" На главную страницу   Карта сайта  
Новости от НOУ-ХАУС.ру | Форум по строительству | Объявления | Реклама у нас | Наши координаты | Карта сайта
 

Новости в формате rss:
Строительство:
экспорт новостей

Подпишитесь на нашу рассылку!
KNOW-HOUSE.RU строительные материалы и технологии
Subscribe.ru




 

Тепло – далекое и близкое

Статья предоставлена компанией ПРОПЛЕКС

Проблема энергосбережения в ЖКХ за последние несколько лет перестала быть темой для бесплодной полемики и превратилась в объект пристального внимания федеральных властей. Не далее как 27 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Он установил жесткие требования к теплозащите новых зданий, ввел обязательный коммерческий учет энергоресурсов и много других давно назревших мер.

Но мало принять закон, нужно еще, чтобы он начал работать. Вот тут-то, как водится в нашей стране, и начинаются основные проблемы. В федеральных и региональных СМИ часто приводятся факты незаинтересованности и даже откровенного саботажа реформ и модернизации ЖКХ местными властями, управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг. Нежелание что-то менять вполне объяснимо: оплата коммунальных услуг по старым принципам, с использованием неких расчетных нормативов, позволяет покрывать теплопотери и протечки в изношенных сетях за счет населения.

Стоит упомянуть и еще один аспект этих мучительных реформ, а именно: отношения к ним самого населения. Тарифы на коммунальные услуги (в том числе и отопление) растут из года в год. Сейчас, по данным Росстата, до 40% российских семей тратят на коммунальные услуги более четверти своих доходов, а каждый седьмой житель страны отдает за квартиру от половины до трех четвертей заработка. Казалось бы, в таких условиях россияне должны ратовать за меры по энергосбережению, которые помогли бы снизить платежи. Но на практике потребители коммунальных услуг часто бывают пассивны в этом плане и слабо информированы о сути реформ и связанных с ними возможностях сэкономить собственные деньги.

Считать всё, считать всегда!

Одним из самых важных шагов в сторону коренной реформы ЖКХ считается полный переход на приборный учет потребляемых ресурсов. И если индивидуальные электро- и водосчетчики давно уже перестали быть для россиян диковинкой, то общедомовые теплосчетчики стали настоящим камнем преткновения. Если смотреть по российским регионам, то можно заметить колоссальный дисбаланс. Например, если в Москве, Челябинске или Саратове фактически все многоквартирные дома уже несколько лет как оснащены приборами учета тепла, то, по данным специалистов городской управляющей компании «Краснодар», на 2010 год в столице Кубани из 2246 домов с центральным отоплением только 62 были оборудованы теплосчетчиками! Причем оснащенность городских многоэтажек теплосчетчиками зависит не только и не столько от наличия в бюджете необходимых средств, сколько от активности самих горожан.
Так, в городе Зубцове Тверской области собственники жилья еще два года назад начали устанавливать теплосчетчики за свой счет. Это происходило при содействии городских властей.

«К сожалению, возможности городского бюджета ограничены, но в чем-то администрация города помогла, – отмечает Руслан Васильев, глава города Зубцова. – Так, монтаж узла учета обычно требует некоторого ремонта системы теплоснабжения в домах: замены запорной арматуры, ремонта трубопроводов и пр. Жители собирают деньги на теплосчетчик, а на ремонт коммуникаций мы выделяем их из городского бюджета как безвозмездную дотацию. Кроме того, мы берем на себя решение всех спорных вопросов с теплоснабжающей организацией, оказываем помощь в сборе необходимых документов, подписании договоров на установку и обслуживание приборов учета».
После перехода к расчетам по показаниям прибора учета сумма счетов за отопление в этом снизилась вдвое. Поэтому установка теплосчетчика окупилась всего за два осенних месяца.

Не стоит думать, что желание обзавестись теплосчетчиком напрямую связано с суровостью климата. Аналогичные примеры можно найти и в Южном федеральном округе.

«Еще два года назад специалисты фирмы «Аскания» установили нам счётчик, – рассказывает Любовь Дудецкая, председатель правления «ТСЖ 8» в Новороссийске. – Он окупился всего за год. Мы платим только за реально полученное тепло, а не по нормативам. Например, оплата за отопление однокомнатной квартиры общей площадью 30,7 кв. м составила 3066 руб., а по нормативу было бы 5691 руб. Таким образом, экономия составила 2625 руб., или более 50%».
До сих пор установка теплосчетчиков являлась для ТСЖ делом сугубо добровольным, но нас неумолимо «влекут» в светлое энергоэффективное будущее. В соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении», до 1 января 2012 года собственники жилья должны установить общедомовые приборы учета на воду, тепловую и электрическую энергию. Однако узел подомового учета тепла вместе с проектированием, монтажом и наладкой стоит сегодня не менее 200-300 тыс. рублей, а для многих ТСЖ это огромные деньги.

«Мы получаем много жалоб от населения. Многие по незнанию обращаются с криком о помощи, сообщая, что не могут позволить себе установку узлов учета, — констатирует Марина Положий, начальник отдела министерства ЖКХ Ростовской области. — На самом деле поставщики коммунальных ресурсов должны предоставлять гражданам услугу как по единовременной оплате установки узлов учета, так и в кредит на пять лет. При этом проценты по кредиту не должны превышать ставку рефинансирования Центробанка».
Во многих регионах жители многоквартирных домов могут установить коллективный узел учета тепла, приняв участие в Федеральной программе капитального ремонта. Всего 5% от стоимости работ должны оплатить сами жильцы дома. Остальная сумма поступит из местных бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Перечень возможных работ определен Федеральным законом № 185-ФЗ и помимо прочего включает ремонт внутридомового инженерного оборудования, в том числе систем теплоснабжения с установкой приборов учета.

В тех случаях, когда многоквартирный дом управляется не ТСЖ, а управляющей компанией, многое зависит от ее руководства. Нередки случаи, когда УК не выполняют в полной мере взятых на себя обязательств и не спешат установить теплосчетчики. Но и в этом случае у жильцов есть все возможности повлиять на ситуацию.

Как считает Анатолий Пахомов, мэр г. Сочи, жильцы не должны оставаться в стороне, а вникать в происходящее с их домом, подсказывать управляющей компании, что необходимо сделать, и контролировать качество проводимых работ. «Они же хозяева, они нанимают управляющую компанию, и если она им не подходит, то могут с ней распрощаться», – подчеркивает Анатолий Пахомов.
Борьба с теплопотерями

Сам по себе факт установки счетчика и переход на расчеты по реальному потреблению тепла далеко не всегда автоматически приводит к экономии средств. Во многих случаях необходимо провести модернизацию системы теплоснабжения для уменьшения энергопотерь и более рационального распределения тепла в доме. К примеру, в одном из краснодарских ТСЖ на общем собрании приняли решение о покупке и установке теплосчетчика. Жильцы рассчитывали, что цифры в соответствующей графе квитанции на оплату коммунальных услуг уменьшатся, но на практике платежи даже возросли. Председателя товарищества, агитировавшего за установку прибора, переизбрали – он потерял доверие соседей.

В данном случае важно понимать, что сами по себе счетчики не экономят газ, тепло или воду. Они лишь упорядочивают расчеты с коммунальными службами. А кроме того, стимулируют обитателей дома более рационально использовать ресурсы и проводить «энергоэффективную» модернизацию в домах.

Здесь одним из важных направлений является реконструкция отопительных и инженерных систем жилых зданий.
«Сегодняшнее состояние российских тепловых систем оставляет желать лучшего: изношенные трубопроводы, устаревшее оборудование котельных и тепловых пунктов, отсутствие регулирования подачи тепла. Результат всего этого – крайняя неэффективность систем, высокие тепловые потери, отсутствие регулирования потребляемого тепла на уровне каждого конкретного потребителя, высокие платежи за отопление. Из всего этого можно сделать закономерный вывод: системы теплоснабжения большинства зданий в нашей стране нуждаются в серьезной модернизации. А именно – в установке энергоэффективного оборудования, как общедомового (например, тепловых пунктов), так и индивидуального (автоматических терморегуляторов на каждом радиаторе отопления), – считает Антон Белов, заместитель директора теплового отдела ООО «Данфосс» (крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления). – Такая комплексная реконструкция системы отопления дома позволит жителям экономить на отоплении 30-40%».

Помимо инженерных систем жилых зданий в модернизации нуждаются и плохо утепленные ограждающие конструкции (фасады, кровли и окна). Через них уходит до двух третей тепла, получаемого домом. До сих пор во многих российских домах стоят рассохшиеся деревянные окна с раздельно-спаренными переплетами, которые продуваются сквозняками и плохо держат тепло.

По-прежнему большой популярностью пользуются «бабушкины» способы самостоятельной заклейки окон на зиму – скотч, разного рода уплотнительные ленты, накладки на деревянные рамы. Это отчасти помогает выправить геометрию конструкции и уменьшить сквозняки. Но «полумеры» крайне неэффективны в плане энергосбережения.

«Чтобы сократить теплозатраты, разумнее всего начать с модернизации окон. Замена старых систем на новые теплосберегающие из ПВХ сокращает затраты на содержание помещений в среднем на 20-30%, – отмечает Рафик Алекперов, технический директор ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика ПВХ-профиля, произведенного в России по австрийским технологиям). – Например, окна на основе четырёх- или пятикамерных профилей с монтажной глубиной 70 мм позволяют сохранить на 25% тепла больше по сравнению с системами 58 мм».

Нежелание жильцов тратить свои деньги на утепление дома тоже можно понять. В квитанциях на оплату коммунальных услуг есть строка «капитальный ремонт». Но в стране найдутся десятки тысяч домов, в которых за 20-40 лет эксплуатации капремонт не проводился ни разу, хотя этот пункт исправно оплачивался жильцами. Так что население вполне справедливо рассматривает это как не отданный долг местных властей, которые сетуют на отсутствие в бюджете необходимых средств.

Федеральные программы капитального ремонта и софинансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ отчасти помогают решить эту болезненную проблему. К примеру, в Ростове-на-Дону, в рамках долгосрочной целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности программы, сейчас реализуется интересный эксперимент. В трех пятиэтажных жилых домах в Первомайском и Пролетарском районах города был проведен комплекс энергосберегающих мер: утеплены фасады, старые окна заменены на пластиковые, модернизированы инженерные коммуникации. В рамках реконструкции систем теплоснабжения в домах установили тепловые пункты Danfoss, балансировочные клапаны, а также автоматические терморегуляторы на радиаторах отопления в каждой квартире.

«Согласно расчетам специалистов, теплопотребление в экспериментальных домах сократится на 40%, – комментирует Сергей Михалёв, министр промышленности и энергетики Ростовской области. – Этот подход планируется распространить на многие другие жилые дома нашей области. Обычные люди сразу заметят перемены к лучшему, когда организации коммунальной сферы перейдут на рациональный способ использования ресурсов и начнут экономить энергию».

Увы, не везде такие программы реализуются гладко. Так, в 2008-2009 годах Краснодарскому краю для реализации программ капитальной реконструкции многоквартирных домов из средств Фонда было выделено 5,16 млрд. рублей. В результате в регионе проведен капремонт 1954 жилых зданий. Однако позднее разразился скандал, связанный с некачественно выполненными работами, что потребовало дополнительных затрат на ликвидацию недостатков и недочетов.

«Федеральное законодательство предусматривает активное участие жильцов многоквартирного дома, в котором проводится капремонт по программе софинансирования, в выборе подрядной организации, – говорит Евгений Пиманенко, начальник отдела жилищной политики департамента ЖКХ Краснодарского края. – Они имеют право контролировать работы и принимать участие в их приемке после завершения».

Резюмируя сказанное, стоит подчеркнуть, что в условиях постоянного повышения тарифов на тепло для жителей городских многоэтажек очевидна выгода в применении всех доступных мер по повышению энергоэффективности жилья. Переход на приборный учет тепла и других ресурсов, модернизация инженерных систем здания и сокращение теплопотерь через фасады и окна – вот далеко не полный перечень необходимых мер, которые позволят уменьшить затраты на коммунальные услуги. И в большинстве случаев успех этих полезных преобразований зависит не от отношения властей или управляющей компании, а от активного участия самих жильцов.

Пресс-служба ПРОПЛЕКС




Наверх

 
  ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ "НОУ-ХАУС" На главную страницу   Карта сайта   Написать нам
Copyright 2000-2017 © www.know-house.ru. All rights reserved.

Top.Mail.Ru